Новость: научно-практическая студенческая конференция
(Категория: Новости филиала)
Добавил Dume
Среда 04 мая 2022 - 08:40:40


29 апреля, 2022 г. в 13.30, используя платформу ZOOM кафедра АТПиП провела Университетскую научно-практическую конференцию по теме «Информатизация образования, методика электронного обучения и цифровая трансформация образования инженеров»
 




В процессе работы научно-практической конференции были рассмотрены направления:
•    Федоров В.Е. доцент к.э.н. зав. кафедрой АТПиП вступительное слово к участникам конференции  
•    Иванова М.Д.  доцент к.пс.н. зам. председателя СИОД Тема доклада  «Цифровая дидактика в ВУЗе».
•    РуссуА.Н. доцент кафедры ГиЯМ Тема доклада  «Принципы подготовки учебных материалов для электронных образовательных ресурсов»
•    Шестопал О.В. доцент кафедры ИиПИ к.т.н. Тема доклада « Дидактический  инструментарий преподавателя в условиях цифровизации образования».
•    Козак Л.Я. доцент кафедры ИиПИ к.т.н. Тема доклада  «Использование прикладных программных решений в образовании инженеров»
•    Заболотная В.В. ст. преподаватель кафедры АТПиП Тема доклада  «Формирование компетенции в области информатики как основы профессиональных компетенций инженеров с применением электронного образовательного ресурса»
•    Колесник Т.А. преподаватель кафедры АТПиП Тема доклада  «Стратегические ограничения образования в условиях Цифровой Земли»

Приветствуя  участников конференции Федоров В.Е. доцент к.э.н. зав. кафедрой АТПиП отметил , что цифровая трансформация все активнее входит в нашу жизнь. Новый образ жизни молодежи (растущее количество времени в Сети, непрерывное нахождение в Интернете и постоянное использование гаджетов), являющееся следствием изменения образа жизни и повседневности, диктует педагогическому сообществу новый путь развития.  Привлечение в разной степени онлайн-обучения и грамотная цифровая дидактика позволяют «разговаривать» с обучающимися в привычной для них среде и благодаря этому достигать более высокого качества образования. Опираясь на то, что основой онлайн-обучения является цифровая дидактика, виртуализация образовательной деятельности, глобализация образования, сегодня говорим о необходимости изменения самого процесса обучения, трансформации принципов, методов, содержания, средств  контроль. Трансформация каждого из этих компонентов может рассматриваться в контексте возможных изменений образовательного процесса.
Доклад на тему  «Цифровая дидактика в ВУЗе» предложила  доцент к.пс.н. зам. председателя СИОД Иванова М.Д.  Рассказывая о дидактических отношениях между содержанием, преподаванием, методом, учением и об отличиях классической, современной и цифровой дидактик, подчеркнула: «Мы не полностью вышли из классической дидактики».


Отдельное внимание уделила появлению новых ролей в образовании: «Педагог сегодня — наставник, коуч, ментор, тьютор. Он может смотреть на учебный процесс с разных точек — это говорит о том, что мы попали в новую образовательную среду». Цифровая дидактика преемственно использует основные понятия и принципы традиционной (доцифровой) дидактики как науки об обучении, дополняя и трансформируя их применительно к условиям цифровой среды и может рассматриваться как трансфер-интегративная область научного знания. Цифровая дидактика выступает основой для проектирования деятельности и взаимодействия обучающегося и педагога в процессе освоения тех или иных профильных областей, дисциплин, модульных курсов. Построение цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения на основе новой дидактики позволяет преодолеть проблемный характер ситуации, сложившейся с цифровизацией образования, когда динамичное развитие цифровых технологий и средств сочетается с сохранением традиционных форм.
 
 
    
В докладе «Принципы подготовки учебных материалов для электронных образовательных ресурсов» канд. филол. наук, доцент кафедры ГЯиМП ПГУ им.Т.Г. Шевченко Руссу А.Н. акцентировала внимание на том, что качественная подготовка электронного образовательного контента – это междисциплинарная проблема, решение которой возможно при учитывании положений эргономики и, разумеется, информационных коммуникационных технологий. Список научных дисциплин является здесь открытым. и разработок педагогического дизайна и педагогического проектирования, педагогической лингвистики, электронной типографики и веб-дизайна, психологии.
С целью создания непрерывной и доступной информационно-образовательной среды образовательные учреждения создают свои  электронные ресурсы. Однако, проблемой является недостаточная эффективность и востребованность у обучающихся электронного образовательного контента во всей его полноте.  Одной из причин является недопонимание преподавателей, разрабатывающих материалы для образовательного контента, необходимости адаптации учебных материалов под особенности работы в электронной среде. Необходим комплексный подход к проблеме создания результативного и востребованного электронного образовательного контента.
Основные принципы создания и формирования материалов электронного образовательного контента заключаются в соответствии стандартам уровня образования и общедидактическим принципам подготовки учебных материалов; отражении современного взгляда науки на изучаемую проблему; учете потребностей аудитории и ее специфики; организационно-структурной, содержательной, языковой и дизайнерской обработки учебного материала с учетом специфики работы и особенностей восприятия и обработки информации в электронной  среде; осуществлении образовательным контентом дидактических функций по проектированию обучения и управлению им; использовании потенциала веб-технологий как при подаче материала, так и при организации электронного обучения в целом; включение разных типов информации по способу ее подачи, поиск оптимального соотношения между вербальным и визуальным материалом;  простоте в использовании и управляемости и др.

 
 
Доклад. доцента кафедры ИиПИ к.т.н. Шестопал О.В  «Дидактический инструментарий преподавателя в условиях цифровизации образования» посвящен изучению задач и особенностей лекций, ее структуры, содержания и другим аспектам совершенствования в современных условиях. Рассмотрен вопрос: какие требования предъявляет информатизация к системе высшего образования и как они преломляются в лекции как форме организации обучения в высшей школе. Изучен опыт российских вузов по эффективной организации восприятия и понимания студентами материала лекции. Обобщение инновационного опыта высшей школы в совершенствовании лекции позволяет сделать следующие выводы.  В инновационной практике высшей школы идут активные поиски путей совершенствования лекции, которую преподаватели продолжают рассматривать как ведущую форму организации обучения.
В современных условиях основными направлениями совершенствования лекции являются: 1) использование возможностей информационно-компьютерных технологий на различных этапах подготовки и проведения лекции; 2) придание лекции интерактивного характера; 3) оптимизация сочетания лекции с другими формами организации обучения.
 
 
 

 Козак Л.Я. доцент кафедры ИиПИ к.т.н. представила доклад  «Использование прикладных программных решений в образовании инженеров» Мультидисциплинарные исследования выступают фундаментальной научной основой надотраслевых технологий (ИКТ, наукоемкие суперкомпьютерные компьютерные технологии на основе результатов многолетних меж- , мульти- и транс- дисциплинарных исследований, трудоемкость создания которых составляет десятки тысяч человеко-лет, нанотехнологии,), НБИКтехнологии (НБИК-центр в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» и НБИК-факультет в НИУ МФТИ; М.В. Ковальчук), новые парадигмы современной промышленности, например, SuperComputer (SmartMat*Mech)*(Multi**3) Simulation and Optimization Based Product Development, “цифровое производство”, “умные материалы” и “умные конструкции”, “умные заводы”, “умные среды” и т.д.). Надотраслевые технологии способствуют стремительному распространению и проникновению новых меж- и мультидисциплинарных знаний в новые области, межотраслевому трансферу передовых «инвариантных» технологий. Именно поэтому мультидисциплинарные знания и надотраслевые наукоемкие технологии являются «конкурентными преимуществами завтрашнего дня». Их широкое внедрение позволит обеспечить инновационное развитие высокотехнологичных предприятий национальной экономики.
 
  

Заболотная В.В. ст. преподаватель кафедры АТПиП представила доклад  «Формирование компетенции в области информатики как основы профессиональных компетенций инженеров с применением электронного образовательного ресурса». Обучение бакалавров-инженеров, ориентированное на развитие компетенции в области информатики должно основываться на преемственности понятийного ядра информационных и специальных дисциплин, построении и применении в процессе обучения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с применением междисциплинарных задач профессиональной направленности. В настоящее время является мало исследованной проблема определения принципов отбора и цели использования междисциплинарных задач профессиональной направленности в содержании дисциплин информационного цикла с учетом определенного уровня преемственности дисциплин и направления, по которому обучается студент.
Моделируя содержание обучения на основе решения междисциплинарных задач профессиональной направленности, можно создавать условия для самостоятельного анализа студентами реальных явлений и процессов, осознания логики и последовательности профессиональных действий, сопоставления ранее изученного материала с новым и его применение для решения проблемных ситуаций возникающих в профессиональной деятельности.
  
  
    
Преподаватель кафедры АТПиП Колесник Т.А. в докладе «Стратегические ограничения образования в условиях Цифровой Земли» обосновала роль социальной педагогики в формировании новой философской стратегии развития образования в области Цифровой Земли. Сделала вывод о том, что потенциал современных цифровых технологий может быть использован для воссоздания в сознании обучающихся в процессе обучения интегрированного образа мира и взаимосвязанности происходящих в нем социотехноприродных процессов. Это в свою очередь позволит создать модель образования, направленную не только на подготовку кадров, обслуживающих объекты техносферы, но и позволит решить проблемы сохранения биосферного мира как основы здоровья человека, а также проблемы адаптации и социализации в условиях новой реальности жизни.
 
 



Источник этой новости РФ ПГУ
( http://rfpgu.ru/news.php?extend.1901 )